Инвестиции – основа благосостояния и роста

Современная экономика построена на конкуренции, которая носит все более глобальный характер. Для того, чтобы стать конкурентоспособным, надо быть эффективным.

С принятием федерального законодательства о муниципальных образованиях, уточнением их бюджетных полномочий, ужесточением федеральной бюджетной политики вопрос обеспечения эффективности муниципального бюджета (бюджета третьего уровня) в полной мере встал перед муниципальными образованиями. К показателям конкурентоспособности муниципального образования как субъекта финансово-бюджетной деятельности относится кредитоспособность, проще говоря, способность выполнить принятые обязательства и вернуть взятые в долг финансовые средства вовремя, в полном объеме и с процентами.

Обеспечение кредитоспособности финансово-бюджетной системы муниципального образования как важного конкурентного преимущества в современных условиях включает два взаимосвязанных направления. С одной стороны, это выход на организованный отечественный и зарубежный рынок заимствований для привлечения на выгодной основе заемных средств с целью финансирования дефицита бюджета, инвестирования в развитие социальной инфраструктуры, решения других задач. С другой - это работа над повышением кредитоспособности муниципального образования, которая в концентрированном виде выражена в его кредитной истории и кредитном рейтинге.

Обе указанные задачи в рамках муниципального образования городской округ город Уфа решает муниципальное унитарное предприятие «Инвестиционное агентство города Уфы».

Основными направлениями деятельности предприятия являются:

1) привлечение от имени администрации города Уфы (в качестве генерального агента) заемных ресурсов с отечественного и зарубежного финансовых рынков;

2) выполнение функций агента администрации города Уфы по бюджетному кредитованию приоритетных инвестиционных проектов на конкурсной основе;

3) повышение инвестиционной привлекательности города Уфы;

4) содействие предприятиям города Уфы и заинтересованным инвесторам в реализации инвестиционных проектов на территории города Уфы;

5) информационно-консультационное обеспечение участников инвестиционной деятельности на территории города Уфы.

Город Уфа является лидером среди российских городов по осуществлению успешных заимствований на отечественном рынке, как по  количеству размещенных выпусков облигаций - 4 выпуска на общую сумму 1,5 млрд. руб., так и по срокам заимствований, которые возросли с одного до четырех лет, и цене первичного размещения 11 - 13,9%. Обеспечению эффективности размещений способствует наличие в Инвестиционном агентстве высокопрофессиональных специалистов, тщательная предварительная проработка всей документации по выпуску и размещению займов, грамотный выбор банков-партнеров и стратегии размещения. В настоящее время в обращении остаются 3-й и 4-й облигационные займы г.Уфы на общую сумму 900 млн. рублей, в том числе на 400 млн. рублей сроком погашения в июле 2006 года и  500 млн. рублей сроком погашения в июне 2008 года. Ранее выпущенные первых два займа на общую сумму 600 млн. рублей администрация города погасила своевременно и в полном объеме. В третьем квартале текущего года администрацией города Уфа планируется выпуск пятого облигационного займа на сумму 400 миллионов рублей, сроком обращения 5 лет. Средства будут направляться  на высокорентабельные инвестиционные проекты, которые представят предприятия города.

Существенными результатами характеризуется деятельность Инвестиционного агентства, проводимая совместно с финансово-экономическим блоком администрации Уфы по повышению международного и национального кредитного рейтинга столицы республики. В апреле 2004 года международное рейтинговое агентство «Standard & Poor's» присвоило городу Уфе международный кредитный рейтинг (в национальной и иностранной валюте) «В» прогноз «стабильный». В тот период Уфа получила такой рейтинг одной из первых среди городов России. За прошедшие два года благодаря выработанной Инвестиционным агентством совместно с финансовым управлением администрации Уфы стратегии управления долгом город упрочил свою репутацию надежного и дисциплинированного заемщика. Благодаря этому, а также высоким экономическим и финансовым показателям города и умеренному уровню долга рейтинговое агентство «Standard & Poor's» в марте текущего года повысило международный рейтинг Уфы до уровня «В+», прогноз стабильный. Также повышен кредитный рейтинг Уфы по национальной шкале до уровня «ruA+», прогноз «стабильный». Это вновь подтвердило статус города Уфы как одного из лидеров на рынке муниципальных заимствований в России.

Серьезный деловой интерес к Уфе проявляют международные финансово-кредитные организации. Так в январе текущего года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) при участии Инвестиционного агентства в качестве консультанта подписал с МУП «Управление жилищного хозяйства города Уфы» под гарантию администрации Уфы кредитное соглашение на сумму 360 миллионов рублей. Кредит предоставлен на выгодных условиях: сроком на 10 лет под приемлемую процентную ставку. На эти средства треть жилых многоквартирных домов в Уфе в скором времени будет оборудована индивидуальными тепловыми пунктами и тепловыми счетчиками. На первом этапе планируется заменить существующие центральные тепловые пункты на индивидуальные в 595 жилых домах. Кроме значительной экономии от снижения потерь тепла появится возможность регулировать температуру в отдельных домах в зависимости от наружной температуры, сократятся сроки отключения горячего водоснабжения. Надо отметить, что ранее при участии Инвестиционного агентства в качестве консультанта, МУП «Уфаводоканал» и Министерство финансов России подписали соглашение о привлечении субзайма Всемирного Банка для финансирования строительства третьей очереди городских очистных сооружений на сумму 30 млн. долларов сроком  на 15 лет. Проектом предусмотрено увеличение мощности городских очистных сооружений до 700 тысяч кубометров воды в сутки против сегодняшних 420 тысяч.

Благодаря эффективной стратегии управления долгом, принятой администрацией города Уфы, часть привлеченных заемных ресурсов была инвестирована в высокорентабельные проекты, а также направлена на решение важных социальных проблем. Среди них строительство доступного жилья и спортивных сооружений, расширение парка доступного городского транспорта, техническое перевооружение городских предприятий по ремонту и строительству дорог, приобретение медицинской аппаратуры. Значительные инвестиции направлены также на модернизацию и техническое перевооружение ряда городских предприятий, включая такие социально значимые как хлебозаводы, строительные организации, предприятия по вывозу и переработке твердых бытовых отходов и др. Также одним из значимых получателей бюджетных кредитов являются предприятия малого бизнеса. Всего успешно реализовано более 20 различных инвестиционных проектов, сумма кредитов составила около 3 млрд. рублей, объем лизинговых поставок техники и оборудования превысил 600 млн. рублей. Благодаря слаженной работе Инвестиционного агентства совместно с Финансовым управлением администрации г. Уфы, выданные предприятиям бюджетные кредиты своевременно возвращены в бюджетную систему принеся ощутимый доход. За 2002 - 2005 г.г. в бюджет города поступили в виде процентных платежей по кредитам 418 млн. рублей, чистый доход составил 143 млн. рублей.

В наших планах на будущее совместно с администрацией города Уфы добиться до 2010 г. повышения кредитного рейтинга города до инвестиционного уровня («ВВВ-»), т.е. еще на 4 ступени. Это позволит привлечь в Уфу все категории международных и российских инвесторов не только для кредитования, но и прямых инвестиций в экономику. Тогда произойдет резкий рост инвестиций, который приведет к повышению темпов роста производства и благосостояния горожан. В области заимствований планируется постепенно увеличивать срок до 7-10 лет и снижать процентные ставки. Привлеченные средства планируется направлять на развитие городской инфраструктуры - строительство дорог, снос ветхого жилья и расселение, обновление инженерных сетей и осуществление программ энергосбережения.

Таким образом, созданная в Уфе заемно-инвестиционная система является самоокупаемой, вносит существенный вклад в развитие городской экономики, способствуя созданию новых рабочих мест, модернизации производства, повышению производительности труда, совершенствованию городской инфраструктуры и генерации дополнительных доходов для городского бюджета.

Газета "Вечерняя Уфа" апрель, 2006 год.