Мусор - в черепицу, покрышки - в асфальт

Рустем Губайдуллин,

Последний день зимы стал в Уфе роковым для отходов. На базе 000 «Промотходы» при активном финансовом участии МУП «Инвестиционное агентство города Уфы» в пробную эксплуатацию был запущен завод по сортировке мусора.

Проблема размещения отходов и их переработки достигла в столице Башкортостана большой остроты - организованные и стихийные свалки мусора заняли не один гектар на городских окраинах. В Уфе, как, впрочем, в большинстве крупных региональных центров России, не было подобного производства. Главным препятствием являлось отсутствие финансов. Дело сдвинулось с мертвой точки с созданием МУП "Инвестиционное агентство города Уфы". Оказалось, что столица Башкортостана интересна инвесторам, и даже такая непопулярная, казалось бы, сфера, как вывоз и переработка мусора, может приносить прибыль, если вложить в нее финансовые средства и привлечь специалистов.

К лету завод выйдет на проектную мощность - 250 тысяч кубометров мусора в год, что составит 15 процентов от общего количества мусора, производимого городом-миллионером". Запущенный завод - первый в целой серии. Его стандартный модуль аккуратно вписался в городской пейзаж в районе Южного автовокзала.

Установка представляет собой конвейер, по которому непрерывным потоком поступает мусор. Двигаясь по конвейеру, отходы сортируются и делятся на фракции. Затем каждый вид отходов поступает в отдельный отсек и идет на переработку. Причем, переработать можно практически все. В настоящее время на базе участка по сортировке отходов ведется подготовка к запуску производства черепицы и тротуарной плитки из полимерного мусора. Оборудование, кстати, отечественного производства, закуплено по лизинговой схеме при посредничестве "Городской лизинговой компании". Уже практически согласованы стандарты и ГОСТы, через два месяца начнется производство, и пластиковые бутылки из-под воды, пивные баллоны, неизменные спутники остановок, магазинов, кафе, исчезнут с глаз долой.

Появилась перспектива, что свалки и обочины дорог, густо усеянные покрышками, наконец-то от них освободятся. К концу лета планируется закупить оборудование для дробления автомобильных шин. Завод по переработке отходов собирается начать их переработку в резиновую крошку. Эту крошку будут добавлять в асфальт, чтобы повысить его качество.

Принципиально изменилась схема перевозки мусора. Раньше его везли на полигон в Черкассах через весь город. Это было очень затратно, учитывая рост цен на топливо, да и в экологическом плане не здорово. Ввод в строй перегрузочной станции и участка сортировки мусора позволил разгрузить транспортные артерии столицы. Той же цели послужит создание собственного автопарка. Пока что закуплен первый мусоровоз.

Оказывается, состояние экологии напрямую зависит от инвестиционной привлекательности региона, способности властей создать для них благоприятный режим, заинтересовать их настолько, чтобы денежные потоки бурной рекой устремились в город и помогли очистить его улицы от отходов.

Уфимские ведомости № 14 (19) 2003