Бездорожье - наша судьба?
В середине восемнадцатого века прусский король Фридрих Великий весьма ценил свои дороги. Вернее почти полное их отсутствие. Когда ему пеняли на бездорожье, король, хитро улыбнувшись, заявлял, что зато враги увязнут.
Но бездорожье его не спасло, и уже через полтора десятилетия русские войска принимали ключи от Берлина. Много с тех пор воды утекло, теперь вся Пруссия расчерчена автобанами, а мы завидуем черной завистью, ковыляя по нашим ухабам.
С каждым годом проблема дорог становится для нас все насущнее - города задыхаются от многочисленных пробок, водители невесело чертыхаются, переваливая через многочисленные колдобины и ямы. Не случайно в начале апреля депутаты Госдумы в очередной раз решили навалиться на эту нашу вторую национальную беду. Под прицел критики попал министр транспорта РФ Игорь Левитин, который прямо назвал состояние автодорог и ситуацию с развитием их сети критической. Он признал, что за последние пять лет объемы дорожного строительства упали в четыре раза, а объемы ремонтных работ в два раза. Самым слабым звеном министр назвал недостаточное финансирование. За те же пять последних лет отрасль недополучила по федеральным программам более 70 миллиардов рублей, еще более ужасающим образом складывается ситуация в регионах, которые оказались на голодном пайке из-за сужения налоговой базы.
Как выходят из создавшегося положения в нашем городе? Генеральным заказчиком строительства и ремонта дорог в Уфе выступает Управление коммунального хозяйства и благоустройства, а основными подрядчиками являются СТС "Автодор" и МУП "Уфадорстрой".
Главный инженер Управления коммунального хозяйства и благоустройства Уфы Павел Горбунов к разговору о планах на предстоящий строительный сезон отнесся в достаточной степени осторожно:
- Пока мы можем говорить только о том, что нам хотелось бы построить в этом году. Все дело в том, что пока не внесена полная ясность с финансированием. Если же говорить о наших планах, то в этом году мы собираемся завершить строительство дороги Уфа-Дема, в том числе ввести в строй мостовой переход, а также закончить участок нового проспекта Салавата Юлаева от улицы Лесотехникума до Менделеева.
- Павел Георгиевич, а где будет заканчиваться новая магистраль?
- Проспект Салавата потом пройдет по улице Адмирала Макарова, далее через путепровод выйдет на улицу Интернациональную в районе Комарова и наконец у Северного автовокзала он завершится.
А хватит ли сил и ресурсов у генерального подрядчика? Я задал этот вопрос Петру Фролову, генеральному директору СТС "Автодор":
- Проблемы? Да нет у нас никаких проблем, кроме финансирования. Дело в том, что наши работы носят ярко выраженный сезонный характер: мы за шесть месяцев строительного сезона делаем всю программу, а в зимний период необходимо хорошо подготовиться к следующему сезону. И в этом плане я не могу не сказать несколько добрых слов об Инвестиционном агентстве Уфы, которое оказывает нам содействие в выделении кредитов на приобретение строительных материалов, на обновление техники. Таким образом, мы смогли обновить свой парк автосамосвалов КАМАЗ, МАЗ, "Volvo", спецмашин и вспомогательной техники. За первые четыре года объемы строительных работ выросли более чем в пять раз.
Инвестиционное агентство Уфы, о котором упомянул Петр Фролов, в течение всех трех лет своего существования действительно уделяло этому вопросу особое внимание.
- Достаточно добавить, что в структуре инвестиций по отраслям на дорожное строительство в 2003 году было выделено более 35%, - заявил директор агентства Ильдар Хасанов. - Значительная часть средств была направлена на кредитование предприятий городского дорожного комплекса. Общий объем кредитования за счет средств городских займов к началу апреля 2005 года превысил 3,5 млрд. рублей, в том числе объем лизинговых операций составил
560 млн. рублей.
После этих бесед как-то особо отчетливо начинаешь понимать, что общеотраслевые тенденции не могут служить оправданием бездеятельности. Многое сегодня зависит и от принципов экономической и инвестиционной политики, которыми руководствуется каждый отдельно взятый регион.