Автобус с надписью «МУЭТ»
Рустем Губайдуллин
Похоже, в Уфе сделан первый шаг к созданию муниципального предприятия автотранспортных пассажирских перевозок. Этот вывод можно сделать из того факта, что в столице Башкортостана появились автобусы с надписью «МУЭТ города Уфы» на борту.
Вообще-то аббревиатура МУЭТ расшифровывается как «Муниципальное управление электротранспорта», и люди, в нем работающие, занимаются доставкой горожан из пункта А в пункт Б на трамваях и троллейбусах. Но все-таки 10 машин марки «НефАЗ», приобретенных по лизингу, обосновались в троллейбусном депо № 3. А впервые «на линию» они вышли 20 марта. О дебюте и перспективе автобусов рассказывает начальник депо №3 МУЭТ Уфы Александр СТРИКИЦЫН.
Этот шаг продиктован рыночными отношениями и сделан, чтобы уменьшить дотацию из городского бюджета и улучшить жизнь электротранспортников. Администрация города и МУП «Инвестиционное агентство города Уфы» принимала непосредственное участие в том, чтобы в Уфе были свои автобусы.
«НефАЗы» курсируют по маршрутам №№ 25 и 25С. Первый - «Троллейбусное депо №2 - Телецентр» имеет протяженность 44,5 километра. Это один из самых длинных уфимских маршрутов. Только бывший 29-й может с ним сравниться. Оборотный рейс получается 2 часа 22 минуты. Трасса сложная Интервал движения 14-15 минут. Второй маршрут - № 25С - пролегает от троллейбусного депо № 2 до микрорайона Сипайлово. Он покороче - 38,3 километра. Тоже не из легких. Интервал движения 17-18 минут.
Уфимцы обрадовались нашим автобусам: новые, удобные, теплые, с тонированными стеклами.
Мы получили лицензию на автотранспортные пассажирские перевозки, усилили диспетчерскую службу, наняли 20 водителей и 20 кондукторов и сразу же ощутили жесткую конкуренцию. Частные перевозчики уже выражали недовольство. Например, зажимали на остановках с двух сторон, чтобы сорвать график движения.
В один из первых дней работы на остановке «Улица Космонавтов» к нашему водителю подошли два крепких парня и настойчиво стали интересоваться, на кого он работает, где расписание и паспорт маршрута. Узнав, что новенький «НефАЗ» муниципальный, удалились, явно разочарованные.
С двадцатого марта по первое апреля ежедневно в наших автобусах ездили контролеры и счетчики, чтобы изучить пассажиропоток. Предварительный итог - мы привезли за десять дней более 237 тысяч рублей. Эти деньги поступили в кассу муниципального управления электротранспорта. В городскую казну из них попадут 20% НДС и 5% налога с продаж. И это, мы считаем, совсем неплохо.
Задачу, которую нам ставит городская администрация, - заработать средства на зарплату и налоги - мы теперь выполним.
35.4 тысячи человек планируем мы возить ежемесячно на этих линиях.
В депо №3 15 троллейбусов. Работают они на маршрутах №№ 1, 19 и 20. Все три достаточно сложные, пролегающие по улицам с очень оживленным движением. С этим количеством подвижного состава финансово самостоятельными мы не были.
Уфимцев ждет транспортная реформа. Мощный муниципальный автопарк скоро будет в столице Башкортостана. 10 «НефАЗов» - только первые ласточки. К концу года их станет уже 20.
Троллейбусное депо №3 для создания на его базе муниципального автотранспортного пассажирского предприятия городская администрация выбрала по нескольким причинам.
Во-первых, место расположения - посередине города.
Во-вторых, мощности его производственных цехов не использовались в полной мере: по проекту здесь большой малярный цех, хороший моечный участок, много смотровых канав.
В-третьих, оно рассчитано на 200 машин.
Нам говорили, что муниципальное управление электротранспорта могло бы купить и другие автобусы. Но мы остановились именно на «НефАЗе» по практическим соображениям.
Электротранспортники всегда считали деньги, и в этом случае экономические расчеты были основательными. Нефтекамские автобусы дешевле импортных, а по дизайну весьма привлекательны. К тому же нас привлек лизинг.
Поддержав отечественного производителя, мы выступили не только как патриоты, но и как разумные хозяйственники:
Нефтекамск не за горами, все претензии можно высказать в глаза башкирским автомобилестроителям. У нас и сегодня работают представители «НефАЗа»: наши впечатления, наблюдения и пожелания они скрупулезно записывают, чтобы учесть в дальнейшей работе. Мы совместно составили технические мероприятия.
Ведь у нефтекамцев множество смежников, которые поставляют детали, и наши замечания помогут им выпускать более качественную и долговечную продукцию.
Немаловажную роль в выборе марки автобуса сыграл и экологический фактор. «НефАЗ» оборудован дизельным двигателем, который соответствует европейским экологическим стандартам. А это значит, что башкирские автобусы с подобными двигателями меньше загрязняют окружающую среду.
Закупка машин повлекла за собой организацию новых рабочих мест. Кроме 20 водителей и 20 кондукторов, будем набирать и работников других специальностей. Нужны будут автослесари, мойщики, электрики и другие, без которых даже новая машина не сможет выйти «на линию».
Скорее всего, с увеличением автопарка придется открывать курсы водителей и курсы повышения квалификации. Есть же подобное училище в МУЭТе для водителей троллейбусов и трамваев.
А каждое новое рабочее место - плюс для города.
Хоть костяк МУЭТа составляют работники, окончившие в разное время Куйбышевский институт железнодорожного транспорта, все же и к автомобильным пассажирским городским перевозкам теперь они относятся хорошо. Глава городской администрации Рауф Самигуллович Нугуманов тоже выпускник этого института.
Предвидятся в новом для нас деле автобусных перевозок и трудности. Но пассажиры их, скорее всего, не ощутят.
Уфимские ведомости № 13 (18) 2003